Сюжет русской народной сказки коза дереза перекликается. Сказка Коза-дереза. Русская народная сказка. Анализ сказки Коза-дереза

Разделы: Работа с дошкольниками

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками

Игра и сказка – это неотъемлемая часть жизни ребёнка.

Сказки – это нечто большее, чем просто жанр устного народного творчества. Сказки входят в жизнь детей с того момента, когда они появляются на свет и сопровождают их на протяжении всего детства. Именно знакомство со сказкой помогает ребенку постигнуть окружающий их мир.

И игра для ребенка – это не просто забава, это вид деятельности, в процессе которой строится его личность. Когда дети играют в игру, в ней отражается окружающая жизнь. Таким образом, игра развивает творческое отношение ребенка к жизни, дает ему новые знания и опыт. В игре ребенок познает мир, дает выход своим эмоциям и энергии, открывает для себя что-то новое, учится общаться с другими людьми. А любая сказка представляет собой историю об отношениях людей, зверей, язык которой понятен малышу.

А если игра и сказка перемешиваются, то тогда играя в сказку ребёнок стирает границы между фантазией и действительностью. В таком волшебном мире игры можно легко превратиться в бесстрашных любимых героев, или вдруг оказаться например козлёночком или волком. Еще интереснее испытать себя в роли матери или отца, бабушки или дедушки. Игра позволяет ребёнку лучше понять себя, так как ломает условности и позволяет проверить себя в разных ролях – “сильный-слабый”, “красивый-гадкий”, “храбрый–трусливый”.

Игра стимулирует воображение и творчество, совершенствует движения

Другими словами, игра для малышей – очень ценная работа, приносящая удовлетворение, дающая энергию.

Так пусть же они играют в сказку.

Предлагаю вашему вниманию одну игру из цикла “Подвижно-познавательных игр по сюжетам старых сказок” для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

“Коза-дереза”

Цель: учить передавать эмоциональное и физическое состояние игровых образов; обогащать игровой опыт детей; способствовать раскрепощению фантазии.

Совершенствовать умение выразительно передавать игровые образы, имитировать характерные движения;

  • Закреплять умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию;
  • Развивать речь, внимание, мышление, память.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Коза – дереза”; беседы о лесе и его жителях.

Игровой реквизит:

  1. Иллюстрации по количеству героев сказки – 8шт.
  2. Юбки, платки, блузки, фартуки – по 4шт.
  3. Корзинки с “мусором” – 5шт.
  4. Скамейка
  5. Кубы, мешочек с конфетами, платки – 5шт.

– Двери открываются – сказка начинается. Нас сегодня вновь приглашает в гости сказка. И называется она “Коза-дереза”. А кто из вас помнит, какие герои есть в этой сказке? (ответы детей). Я очень рада, что вы вспомнили всех героев. Думаю, что у нас с вами трудностей не будет, ведь вы мне как всегда поможете. Дело в том, что все иллюстрации героев сказки оказались разрезанными необходимо их собрать. И первыми мне помогут самые маленькие наши участники. А кто конкретно, сейчас выясним.

Вам необходимо продолжить предложение из сказки . Приготовились …

– Жили-были… (дед и баба)
Самым первым оказался …, молодец!

Ребята, иллюстрацию какого героя он будет собирать? Ну конечно Деда.

Подойди к столу и приступай к работе, если хочешь, можешь взять себе помощника.

Ну, сейчас нам необходимо определить, кто же будет собирать картинку Бабушки. Этот конкурс только для девочек. А мальчики выступят в роли судей и выберут самую лучшую Бабушку.

Девочкам необходимо разделиться на четыре группы по три человека. В каждая тройка выберет, кого будет наряжать. (На стульчиках разложены вещи – юбки, фартуки, платки…) На то чтобы одеть свою Бабушку вам дана дна минута.

Конкурс “Чья Бабушка красивей?”

С помощью мальчиков подводятся итоги. Победительница складывает свою картинку.

А вы помните, что в сказке у Деда была дочка и у Бабы была дочка? Но ведь у нас не только девочки, но и мальчики, поэтому будут и дочки и сыночки. А что в сказке делали дочки? … Конечно, они помогали. Вот и нам с вами нужно выбрать самых лучших помощников. Распределитесь по парам – мальчик с девочкой. Каждая пара возьмёт по корзинке и встанет туда, где больше нравится. Сейчас я рассыплю весь мусор из ваших корзинок, а вы после сигнала должны быстро и чисто всё собрать. Чья пара окажется самой быстрой, тому и достанется собирать следующую картинку.

Игровое задание “Помощники”

Картинки с людьми мы с вами собрали. Пора и за зверюшек браться. И кто же у нас будет первым? Кого Коза обидела больше всех? … Ну конечно Зайку. А что Зайка делает лучше всего? …(прыгает) Я знаю, что вы все замечательно прыгаете. Но в этот конкурс пригласим детей помладше, а старшие – судьи.

“Зайцы” слушайте задание, пока звучит музыка – вы прыгаете, а как только замолкает – вы должны забраться на скамейку и замереть, превратиться в “столбик”. Судьи выбирают двух самых лучших Зайцев, которые и соберут картинку.

Игровое упражнение “Замри”

Следующий герой сказки спрятался в загадке, отгадайте.

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.

Молодцы! Конечно же это волк. А где живёт волк?.. (В лесу.) Так как волк живёт в лесу, он всё знает о лесе, а вы? Сейчас мы проверим. Кто даст больше всех правильных ответов, тот и будет собирать картинку с Волком.

Конкурс загадок

1. Весной зеленит
Летом холодит
Осенью питает
Зимой согревает

2. Весной цвету
Летом плод приношу
Осенью не увядаю
Зимой не умираю.

3. Стоят столбы белы
На них шапки зелены.

4. Ни кто не пугает,
А вся дрожит.

5. Платье потерялось
Пуговки остались.

Следующий герой нашей сказки тоже лесной житель – это медведь. Что вы знаете о медведях?.. Что медведи любят кушать?.. Да, мишки очень большие сластёны. Но нашим Мишкам будет трудно найти сладости.

Посмотрите, на нашей “полянке” стоят “пеньки”. Участникам игры завяжем глаза, и я положу на один из пеньков мешочек со сладостями. Необходимо, передвигаясь на четвереньках, обследовать “пеньки” руками. Кто найдёт мешочек должен крикнуть – “нашёл”. Победитель будет выкладывать картинку с медведем.

Игра “Слепые медведи”

Самым большим героем в сказке был медведь, а кто помнит самого маленького и самого смелого?.. Правильно, пчела. В любую щелочку пролезет и никого не испугается. А что вы знаете о пчелах? Кто больше всех нам расскажет, то и соберёт картинку с пчелкой.

“Пчеловоды”

Итак, картинку, с каким героем осталось нам собрать? Конечно же картинку козы. А чтобы определить, кто же будет её собирать, мы все вместе поиграем в игру. А определит победителя пчелка. Ведь она была в сказке самой смелой. Победит тот кто сумеет увернуться от “жала” пчелы.

Игра “Будь ловким”

Вот и все картинки с героями собраны. И наша игра подошла к концу. Но впереди нас ждут новые сказки и их герои. Всякой сказке бывает конец, а кто участвовал в ней – молодец!

Разделы: Работа с дошкольниками

Основные цели:

  1. Раскрытие творческой индивидуальности ребенка, пластической выразительности.
  2. Развитие наблюдательности.
  3. Развивать творческую фантазию и воображение.
  4. Внимание и эмоциональную память.
  5. Коррекция эмоционально-волевой сферы детей.
  6. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

Задачи:

1) С помощью игровых моделей, постоянных на малых формах детского фольклора, вводить детей в красочный и поэтический мир родного языка, и одновременно в мягкой и ненавязчивой форме давать урок нравственного воспитания.

2) Развивать у детей художественно-творческие способности в речевой, двигательной деятельности.

3) Подводить детей к коллективному творчеству. Развивать художественные навыки и практические умения в области театрального искусства.

План театрально игровой деятельности по русской народной сказке “Коза-дереза”

Дети, вы любите сказки? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами встретимся со сказкой! Это не сложно, и не просто, а сделать вам надобно вот что: вот этот куб бросить так, чтобы выпало какое-нибудь число. А бросать будет тот, кто выйдет по считалке. Саша вас посчитает, а кто знает считалку, ну помогайте.

"Летел лебедь по синему небу, сломал крыло, загадал число!"

Тебе, Ваня, бросать куб! Какое число выпало? Это значит, что кроме себя самого Ваня может пригласить с собой еще и других детей (дети называют) и пойти в русскую сказку.

(Дети выбранные Ваней входят в домик, начинается перекличка воспитателя с вошедшем детьми и теми, которые в домике).

Воспитатель и дети: Тук, тук, тук! Кто в домике живет?

Дети в домике: Здесь живут не зверята, а веселые ребята!

Опять первые: Пустите нас к себе жить!

вторые: А вы много не едите?

первые: Нет!

вторые: А вы ночью не храпите?

первые: Нет!

вторые: Коли так, то проходите!

Воспитатель: Вы ребята, оглядитесь, чем хотите, поделитесь!

Дети: Ах! Какой прекрасный дом! Здесь мы славно заживем!

Воспитатель проговаривает одну и туже фразу с разной интонацией: с удивлением, с восторгом, равнодушным голосом.

Дети отгадывают с какой интонацией была сказана фраза.

Воспитатель: А рядом с домиком, какой красивый лужок! Сколько красивых цветов...

(Дети называют цветы: ромашки, васильки, колокольчики, садятся на атрибуты цветов (плоские) выложенных на ковре).

Воспитатель:

Сказка, сказка это чудо! В чудеса играть мы будем,
Будем вместе мы играть, чудесами управлять!

Играть мы будем в сказку, а вот в какую надо будет угадать! Для начала загадаю вам, ребятки, я звериные загадки!

Маленький, Беленький, все полюшко прокружил,
По дорожке прыг-прыг! По снежочку тык-тык! (Заяц)

Ходит барин по двору, придирается ко всему,
Двойная бородка, на бок колпачок! (Петух)

С бородкой, а не старик, с рогами, а не бык,
Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет! (Коза)

А как вы думаете, в какой сказке живут эти герои? (Ответы детей) Молодцы, ребята, правильно отгадали! В сказке - "Коза-дереза!"

А кто же главный герой это сказки? (Ответы детей) Посмотрите, друг на друг, кто у нас больше подходит на эту роль? (Выбирают Козу)

Какой ты будешь козой? (Ответ ребенка)

Затем коза выберет деда, дед бабку и т.д.

Вот и все герои сказки собрались! А меня ребята вы с собой возьмете? А какую роль вы мне предложите? (Сказочницы)

(Звучит музыка, дети надевают костюмы.)

Сказочница: В сказке может все случится, наша сказка - впереди!...

Сказочница: Ребятушки-Голубятушки, а я не знаю, как сказки начинаются, вы мне не подскажите?

Дети : "Давным-давно"... "Жили-были"... "В некотором царстве, в некотором государстве...","Близко ли, далеко ли..."

Сказочница: "Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается"..."Сказка в двери к нам стучится, скажем сказке заходи!"...

"Жили-были дед да баба, да внучка Маша". Пошел дед на базар, (дети встают в два ряда для русской народной игры "Тень-тень-потетень").

Тень-тень-потетень, заплету плетень,
Затем перерасплетению тень.

(Дети перестраиваются в плетень)

Русская народная игра "Ходил дед на базар" (игровая модель С. Черноскутова).

Ходил дед на базар, купил дед косу.
- На что тебе коса?
- Мураву-траву косить!
- На что траву косить?
- Добра коня выкормить!
- На что коня выкормить?
- Дубовый лес возить!
- На что дубовый лес возить?
- Мосты мостить!
- На что мосты мостить?
- В гости к козоньке ходить!

Продавец: Кому козу? Продаю козу!...Недорого отдам!...

Дед: Почем, хозяюшка, козу продаешь?

Продавец: За три гроша отдам!

Дед: А хороша ли коза?

Продавец: Ах хороша! Да как хороша!

Дед: Ну бери три гроша давай козу! (ведет козу)

Продавец: Слава тебе господи! Продала козу!

Дед: Внучка я козу купил! Иди ее пасти!

Внучка: Сейчас иду! (гонит козу хворостинкой)

Внучка: Козочка-коза, смотри, какое солнышко яркое! Любуется на нас!

Пальчиковая игра "Солнышко" (игровая модель Э.И. Сафарова)

(сопровождается игрой на металлофоне): проводится со всей группой детей.

Все дети:

Солнышко, солнышко, погуляй у речки!
Солнышко, солнышко, раскидай колечки!
Мы колечки соберем, золоченочки возьмем,
Покатаем, поиграем и тебе опять вернем!

Сказочница: Внучка пасла козу до самого вечера, хорошо пасла! И под вечер погнала ее домой.

Дед:

Коза (поет):




Дед: Бедная, моя козочка!

Ну погоди, негодница! Я тебя накажу! Уходи прочь!

(Внучка с плачем уходит)

Сказочница: На следующий день...

Дед: Сегодня, баба, иди ты паси козу!

Бабка: Сейчас, иду! (гонит козу хворостинкой)

Русская народная игра "Баба шла"

Все дети:

Баба шла, шла, шла, пирожок нашла!
Села, поела, опять пошла!

Встала баба на носок, а потом на пятку,
Стала русскую плясать, а потом в присядку!

Сказочница: Хорошо посла бабка козу и под вечер гнала ее домой.

Дед: Коза, моя коза, черные глаза! Что ты пила, что ела?

Коза (поет):

Не пила я дедушка не ела! Не пила, я и не ела!
А как бежала я через мосточек, ухватила кленовый листочек,
А как бежала через гребельку, ухватила воды капельку!
Столько я пила, и столько ела! Столько я пила, и столько ела!

Дед: Бедная, моя козочка! Совсем заморили тебе голодом! А ты лентяйка пошла прочь!

Сказочница: На следующий день...

Дед: Ну, сегодня я сам буду пасти, пойдем козочка!

Коза: Идет коза по лесу…………….

Дети водят хоровод (поцелуйную игру) "Как козел козу загонял".

Козел козу загонял, молодой серу загонял,
Ходи, козонька домой, ходи серая домой!
У тебя семеро детей, восьмой козел,
А девятая сама, поцелуй разок меня!

Сказочница: Хорошо пас дед козу, и под вечер погнал ее домой, а сам скорехонько забежал вперед, да спрашивает...

Дед: Коза, моя коза, черные глаза! Что ты ела, что пила?

Коза: Не пила я, дедушка не ела а как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, ухватила воды капельку.

Дед: Я тебе покажу кленовый листочек и воды капельку! Будешь знать, как говорить неправду! Пойду, наточу нож!

Сказочница: Испугалась коза и убежала!

Дед кричит: Держи козу! Лови!...

(Дети образуют хоровод вокруг козы)

Игра дразнилка "Го-го-го, коза!" (игровая модель С. Черноскутова)

Го-го-го, коза, го-го-го, серая, го-го-го, белая!
Где же ты, козонька, где ж ты ходила? Где ж ты бродила?

Ходила коза по темным лесам, по крутым горам,
Го-го-го, коза, го-го-го, серая, го-го-го, белая!
Как тебя, козу волки не съели, стрельцы не убили?

Коза:

Не боюсь я не волков, не стрельцов,
А боюсь я деда старого, у него у деда, борода седа,
Он меня, козу, кнутом порет, сквозь полотенце,
В ретивое сердце! Ах!

Коза падает. Звучит музыкальный фон.

Знать коза пропала, на землю упала!
Не ярись-ка, ты! Поклонись-ка ты!
И саму пану-хозяину и хозяюшке!
И их детушкам, и соседушкам!

Коза: Ме! Не буду кланяется!

Сказочница: Бежит коза, видит- заячья избушка стоит, вбежала коза в избушку, а зайца-то дома нет. Заперла коза дверь и спряталась на печи. Немного погодя прискакал зайчик домой, хвать лапкой, а дверь то заперта! Слышит кто -то на печи ворочается!

Зайчик: Кто-кто в моей избушке?

Коза: (песенка Козы)

Я коза дереза, за три гроша куплена,
Оба бока луплены!
Топу-топ-у-топ, ногами, заколю тебя рогами!
Хвостиком замету, тут тебе и смерть!

Зайчик: Что за зверь такой невиданный?

(Зайка плачет, идет, садится на пенек, навстречу ему петух)

Петух: Ку-ка-ре-ку! О чем зайка плачешь?

Зайчик: Да как же мне не плакать! Как не грустить! Была у меня теплая избушка, да поселился там какой-то страшный зверь! Рогатый, бородатый, а меня, хозяина и на порог не пускает!

Петух: Не плачь зайка! Я этого зверя выгоню!

Зайчик: Где уж, тебе петуху! Такого не слыханного зверя выгнать!

Петух: Нет, выгоню! (песня петуха)

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах в красных сапогах!
Несу косу, тебе голову снесу!
По самые плечи! Слезай-ка с печи!

Сказочница: Перепугалась коза, соскочила с печи и в лес убежала! А зайчик с петухом поселилась в избушке, и стали они жить вдвоем.

Ребята, а как вы думаете, что же случилось с козой дальше?

(Высказывания, предположения детей, дети сочиняют и рассказывают свое продолжение сказки)

Сказочница: Любая сказка как венцом всегда кончается концом. По обычаю сказочному мы можем закончить сказку, какими словами?

(Ответы детей)

-"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!
Вот тебе и сказка, а мне бубликов связка!
Тут и сказки конец, а кто слушал молодец!
Жил-был царь-овес, он все сказки унес!
И стали они жить поживать и добра наживать! "

Вот мы и распрощались по сказочному!

Сказка для дошкольников «Коза-дереза» рассказывает о старике и вредной козе. Все козочки были смирными и послушными, и только одна капризничала всегда. Разгневала дереза деда, что пришлось ей от гибели в лес убегать. Там она тоже принялась за свое – выгнала зайчишку из своего домика и стала там жить. На помощь бедолаге пришел петух.

Сказка Коза дереза скачать:

Сказка Коза дереза читать

Жили-были старик со старухой да их дочка.

Вот дочка пошла пасти коз. Пасла по горам, по долам, по зеленым лугам, вечером пригнала их домой. Старик вышел на крыльцо и спрашивает:

Вы, козочки, вы, матушки,

Вы сыты ли, вы пьяны ли?

Отвечают ему козы:

Мы и сыты, мы и пьяны,

Мы по горочкам ходили,

Травушку пощипали,

Осинушки поглодали,

Под березкой полежали!

А одна коза отвечает:

Я не сыта, я не пьяна,

По горочкам не ходила,

Травушку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под березкой не лежала,

А как бежала через мосточек,

Ухватила кленовый листочек.

Ухватила воды капельку.

Рассердился старик на дочь и прогнал ее с глаз долой.

На другой день послал пасти старуху. Старуха пасла коз по горам, по долам, по зеленым лугам. Поздно вечером пригнала их домой.

Вышел старик на крыльцо:

Вы, козочки, вы, матушки,

Вы сыты ли, вы пьяны ли?

Козы ему отвечают:

Мы и сыты, мы и пьяны,

Мы по горочкам ходили,

Травушку пощипали,

Осинушки поглодали,

Под березкой полежали!

А одна коза - все свое:

Я не сыта, я не пьяна,

По горочкам не ходила,

Травушку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под березкой не лежала,

А как бежала через мосточек,

Ухватила кленовый листочек.

Да как бежала через гребельку,

Ухватила воды капельку.

Пуще прежнего рассердился старик, прогнал старуху с глаз долой.

На третий день сам пошел пасти коз. Пас по горам, по долам, по зеленым лугам. Пригнал их вечером домой, сам забежал вперед и спрашивает:

Вы, козочки, вы, матушки,

Вы сыты ли, вы пьяны ли?

Козы ему отвечают:

Мы и сыты, мы и пьяны,

Мы по горочкам ходили,

Травушку пощипали,

Осинушки поглодали,

Под березкой полежали!

А одна коза - все свое:

Я не сыта, я не пьяна,

По горочкам не ходила,

Травушку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под березкой не лежала,

А как бежала через мосточек,

Ухватила кленовый листочек.

Да как бежала через гребельку,

Ухватила воды капельку.

Старик поймал эту козу, привязал ее и давай бить. Бил, бил, половину бока ободрал и пошел нож точить. Коза видит - дело плохо, оторвалась и убежала. Бежала, бежала, прибежала в заячью избушку, завалилась на печку и лежит.

Приходит зайчик:

Кто, кто в мою избушку залез?

А коза ему с печи отвечает:

Я, коза-дереза,

За три гроша куплена,

Полбока луплено,

Топу, топу ногами,

Заколю тебя рогами,

Ножками затопчу,

Хвостиком замету!

Зайчик испугался и убежал. Идет, горько плачет.

Попадается навстречу ему петух в красных сапожках, в золотых сережках, на плече косу несет:

Здравствуй, заинька. Чего плачешь?

Как мне не плакать? Забралась коза в мою избушку, меня выгнала.

Пойдем, я твоему горю помогу.

Подошли они к избушке, петух постучался:

Тук-тук-тук, кто в избушке?

А коза ему с печи:

Я, коза-дереза,

За три гроша куплена,

Полбока луплено,

Топу, топу ногами,

Заколю тебя рогами,

Ножками затопчу,

Хвостиком замету!

А петух как вскочит на порог да как закричит:

Я иду в сапожках,

В золотых сережках,

Несу косу,

Твою голову снесу

По самые плечи,

Полезай с печи!

Коза испугалась да со страху упала с печи и убилась. А заинька с петушком стали в избушке жить да быть да рыбку ловить.

Тема. Знакомство со сказкой «Коза-дереза». Чтение и обсуждение сказки.

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать образное содержание сказки, передавать структуру сказки, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; р азвивать умственную активность, творческое воображение, сообразительность, наблюдательность, фантазию, умение сравнивать; воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду; учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её, учить наблюдать за развитием сюжета, отвечать на вопросы по тексту, передавать своё отношение к поступкам героев сказки, расширять читательский кругозор; воспитывать доброе отношение к животным,
любовь и интерес к русским народным сказкам.

Тип: изучение нового материала.

Оборудование : выставка детских книг и рисунков, иллюстрации книги, игрушки, маски зверей, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Организация класса.

Здесь затеи и загадки,

Игры, сказки, все для вас!

Пожелаю вам удачи,

За работу, в добрый час!

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Сообщение темы урока.

1.Приветствие учителя.

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем – всем – всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята, гости! И давайте поиграем с вами в игру “Доброе утро”.

2. Игра “Доброе утро”.

Я скажу слова: “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой,– значит, вы услышали и отвечайте на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!....

Доброе утро всем мальчикам!...

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!

Доброе утро всем, кто пришёл в школу пешком!

Доброе утро всем, кто любит свою школу!

Доброе утро всем, кто любит сказки!

3.Сказка, сказка это чудо!

В чудеса играть мы будем,
Будем вместе мы читать,

Чудесами управлять!

4.Отгадывание загадок.

Маленький, беленький, все полюшко прокружил,
По дорожке прыг-прыг! По снежочку тык-тык! (Заяц)

Ходит барин по двору, придирается ко всему,
Двойная бородка, на бок колпачок! (Петух)

С бородкой, а не старик, с рогами, а не бык,
Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет! (Коза)

А как вы думаете, в какой сказке живут эти герои? Молодцы, ребята, правильно отгадали! В сказке - "Коза-дереза!"

А кто же главный герой это сказки?

Физкультминутка «Коза - Дереза ».
Я Коза – Дереза,

Коза - черные глаза
Острые рога, кривая нога.
Глазками - хлоп-хлоп!

Ножками - топ-топ!
Забодаю, забодаю, забодаю!!!

III. Работа над материалом урока.

1.Слушание сказки "Коза-дереза".

2.Обсуждение сказки.

Как называется сказка?

Кто герои сказки? (Петух, зайчик, коза, дочка, старуха, старик.)

О чем говорится в сказке? (О том, как коза обманывала всех.)

Почему старик выгнал дочку и старуху?

Как старик узнал, что коза его обманывала?

Как старик решил наказать козу?

Кого выгнала коза-дереза из своей избушки?

Кто помогал зайчику прогнать козу-дерезу и получилось ли у него?
- Кто ещё поспешил на помощь зайчику?

А кто помог зайчику?

Как петух испугал козу? (Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу! Ку-ка-ре-ку!)

3. «Чему учит сказка?» (Ответы детей)

Физкультминутка.

1) Стоит в лесу домик - теремок, (пальцы раздвинуть в стороны)
На двери висит замок, (пальцы переплетены в замок)
Открывает его волк: (движения сомкнутыми кистями влево, вправо)
Дерг - дерг, дерг - дерг. (движения сомкнутыми кистями)
Пришел Петя-петушок (пальцы подняты вверх, изображая гребешок)
И ключом открыл замок (пальцы размыкаются и соединяются, изображая крышу)

3. Русская народная игра "Ходил дед на базар".

Ходил дед на базар, купил дед косу.
- На что тебе коса?
- Мураву-траву косить!
- На что траву косить?
- Добра коня выкормить!
- На что коня выкормить?
- Дубовый лес возить!
- На что дубовый лес возить?
- Мосты мостить!
- На что мосты мостить?
- В гости к козоньке ходить!

Продавец: Кому козу? Продаю козу!...Недорого отдам!...

Дед: Почем, хозяюшка, козу продаешь?

Продавец: За три гроша отдам!

Дед: А хороша ли коза?

Продавец: Ах хороша! Да как хороша!

Дед: Ну бери три гроша давай козу! (ведет козу)

Продавец: Слава тебе господи! Продала козу!

4. Инсценирование отрывка сказки (по выбору детей).

IV . Итог урока. Рефлексия.

Любая сказка как венцом всегда кончается концом. По обычаю сказочному мы можем закончить сказку какими словами?

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Какой урок даёт нам сказка "Коза-дереза"?

Что вам особенно понравилось в сказке?

А ещё какие сказочные концовки вы знаете?
- Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!
- Вот тебе и сказка, а мне бубликов связка!
- Тут и сказки конец, а кто слушал молодец!
- Жил-был царь-овес, он все сказки унес!

Всякой сказке бывает конец, а кто участвовал в ней – молодец.
- И стали они жить поживать и добра наживать!

Вот мы и распрощались по-сказочному!

Марина Сушкова
«Разыгрывание и пересказ сказки «Коза-Дереза» с помощью «заместителей»

«Разыгрывание и пересказ сказки «Коза – Дереза »

с помощью «заместителей »

Задачи :

1. Развитие умения подбирать «заместителя » по заданному признаку (размеру и цвету геометрических фигур) ;

2. Построение двигательной модели по ходу изложения;

3. Закрепление содержания отдельных эпизодов сказки с помощью «заместителей » ;

4. Развивать мышление, творческое воображение, связную речь детей. Расширять словарный запас;

5. Нравственные задачи : умение слушать воспитателя и советы товарищей, не перебивать , отвечать полным ответом, правильно сидеть за столами, уметь

оценивать сказочные поступки героев .

Материал : Текст сказки «Коза - Дереза » . У каждого ребенка кружки разной величины и цветов : белый, серый, коричневый, красный, черный, полоски : зеленая, синяя, треугольник - зеленый, квадрат - синий.

Ход занятия:

Эмоциональный настрой детей на занятие.

Звучит музыка

Воспитатель. - Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Теперь улыбнитесь мне, а я вам.

Какое у вас настроение?

(Хорошее, доброе, улыбчивое, веселое бодрое.)

Вот с этим добрым настроением мы и начнем наше занятие.

Сегодня мы поговорим о сказках .

Я знаю, вы их очень любите.

Расскажите, за что вы любите русские народные сказки ?

сказках живут животные , умеющие разговаривать, в них происходят чудеса и волшебство, в сказках всегда добро побеждает зло, они учат нас быть добрыми)

Как вы думаете, что произойдет, если исчезнут сказки ?

(Нам будет скучно и не интересно без сказок , исчезнет добро, чудеса и волшебство)

Правильно, вместе со сказками исчезнет из нашей жизни доброта, чудеса и волшебство. Чтобы этого не произошло, и сказки всегда оставались с нами, нужно просто любить и уметь интересно рассказывать их .

Признаюсь, дети, я тоже люблю сказки .

Сегодня мы побываем в гостях у нашей старой знакомой Козы-Дерезы.

Она главная героиня, какой сказки ?

(Русской народной сказки «Коза – Дереза » )

Но в этой сказке есть и другие персонажи, назовите их?

(Дед, бабка, зайка, медведь, петушок)

Молодцы! Правильно назвали.

Герои сказки прийти сами не смогли, но они прислали своих «заместителей » .

У каждого персонажа есть «заместитель » в виде геометрической фигуры.

Ваша задача подобрать «заместители » нашим героям.

Даю вам подсказку : у героев животных «заместители » - круги, у деда с бабой - прямоугольные полоски, у кустика - треугольник, у домика - квадрат.

Давайте вспомним, какой была по характеру Коза - Дереза в сказке ?

(Хитрая, злая, обманщица)

Опишите внешний вид козы.

(Коза большая , шерсть у нее белая, глаза черные, рога острые, нога кривая)

Какой круг похож на козу?

(Белый)

Какого цвета ты взял круг? Кого он обозначает?

Что сделала коза с зайцем ?

(Выгнала зайку из хатки)

Зайка в хатке, какой?

(Серенький, пушистый, с длинными ушами, еще он слабый, но хороший)

Какой круг похож на него?

(Серый)

Какие звери помогали выгнать козу из зайкиной хатки?

(Зайцу помогали медведь и петух )

Какой кружок похож на медведя?

(Коричневый)

А почему коричневый?

(Медведь большой, косолапый, а шерсть у него коричневая)

А какой петушок в сказке ?

(На голове у него красный гребешок, на ногах шпоры, на плече острая коса)

Какой круг похож на петушка?

(Красный)

Почему именно красный круг?

Теперь поговорим о деде и бабке. Какой дед в сказке ? Какая полоска похожа

А бабка? Какая полоска похожа на нее?

Что будет означать зеленый треугольник в сказке ?

(Кустик)

А синий квадрат?

(Зайкина хатка)

Ребята предлагаю вам произнести волшебные слова : «Крибли- крабли-бомс!» и превратить геометрические фигуры в героев сказки , (под музыку дети произносят волшебные слова)

Вот и собрались все герои нашей сказки у вас на тарелочках .

Я слышу их разговоры, но не все слова понимаю.

Коза деду говорит : «. а как бежала через гребельку, проглатила воды капельку» . Что такое гребелька? (узкая дощечка) .

И еще, что значит «лупить» (бить) .

Объясните мне, пожалуйста, что коза из хатки кричала : «Как выскачу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Во все стороны) .

Как понять «хлопнулась» (упала) .

Теперь я знаю, вы сможете понять, о чем говорят сказочные персонажи .

Слышу, что они предлагают нам поиграть.

Но перед  ; этим давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Домик Теремок» .

Стоит в лесу домик - теремок, (пальцы раздвинуть в стороны)

На двери висит замок, (пальцы переплетены в замок )

Открывает его волк :

влево, вправо)

Дерг - дерг, дерг - дерг. (движения сомкнутыми кистями)

Пришел Петя-петушок (пальцы подняты вверх,

изображая гребешок)

И ключом открыл замок (пальцы размыкаются и

соединяются, изображая крышу)

Теперь слушаем правила игры : я рассказываю вам сказку , а вы вслед за

мной разыгрываете сюжет сказки с помощью «заместителей » героев сказки .

«Жили-были дед и баба. И была у них коза

(Идет обыгрывание содержания сказки с помощью «заместителей » )

Мне понравилось, как вы разыграли сказку .

Теперь давайте отдохнем и поиграем с нашей Козой - Дерезой.

Физкультминутка «Коза - Дереза » .

Я Коза - Дереза

Коза - черные глаза

Острые рога,

Кривая нога.

Глазками - хлоп-хлоп,

Ножками - топ-топ.

Забодаю, забодаю, забодаю!

Вы так здорово играли в сказку , что мне тоже захотелось в нее поиграть с помощью этих фигурок . Я выберу те эпизоды, которые мне больше всего понравились в сказке , а вы мне помогите . Я буду играть, а вы рассказывать содержание .

Будьте внимательны!

(я играю, а дети рассказывают содержание )

Молодцы, порадовали вы меня! Вы хорошо пересказали эпизоды сказки . Поэтому приглашаю вас на лесную полянку.

На полянке стоят 4 домика. В них живут звери из нашей сказки .

Кто живет в белом домике? (Козочки)

Кто в сером? (Зайчики)

Кто в коричневом? (Медведи)

Кто в красном? (Петушки)

У меня на подносе кружки, они означают тех животных, которые живут в этих домиках.

Прежде, чем выбрать кружок подумай, какой сказочный герой тебе понравился больше всего, и посмотри, где находится его домик.

Выбирайте. У тебя кружок, какого цвета? Кто это?

Теперь вы превратились в коз, зайчиков, медведей и петушков.

И мы с вами поиграем. (Под музыку дети находят домики сказочных героев ) .

Молодцы! Никто из зверюшек, не ошибся.

Обратите внимание, у нас в каждом домике живут несколько зайчиков, коз, медведей и петушков. Все мы не только соседи, но и хорошие, добрые друзья.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Молодцы, вы хорошо поработали, вы сумели найти для каждого героя сказки своего «заместителя » , и с помощью «заместителей » передать содержание сказки , взаимоотношения сказочных героев . Вы хорошо справились с поставленной задачей, меня это радует, и я думаю, вы справитесь с новой задачей : как записать сказку без слов ? (Ее можно записать «заместителей » ).

Тогда предлагаю устроить вечерние посиделки, на которых с помощью своих записей вы попробуйте рассказать любимую сказку вашей семьи .

Надеюсь, ваши мама и папа помогут вам .

Поделиться: